Интервью

«Москва и Подмосковье должны быть комфортны для проживания»

Сегодня мы беседуем с Олегом Рожновым, депутатом Московской областной Думы, председателем комитета по вопросам образования, культуры и туризма, а в недавнем прошлом – министром культуры Подмосковья. И поговорим мы с ним о развитии и благоустройстве большой Москвы, то есть и Москвы, и Подмосковья.
  • 21 Июля 2017г.
  • 12:22

Олег Александрович, мы с вами беседуем практически в самом центре Москвы. Почему так случилось, что Мособлдума находится здесь, а не в Подмосковье?

Московская область не имеет ярко выраженного административного центра, поэтому некоторые областные структуры находятся в Москве. Это, конечно, не совсем удобно, приходится ездить по пробкам столицы, чтобы добраться в избирательный округ или министерства и ведомства области. Но сейчас уже строится здание рядом с домом правительства Московской области в Красногорске, куда Мособлдума переедет в следующем году.

Федеральные министерства и ведомства, Госдума и правительство как раз-таки сосредоточены в центре Москвы и это создает нагрузку на историческую часть города, пробки. Как вы считаете, может было бы разумно создать несколько центров правительственных зданий по Москве и разгрузить таким образом центр? 

Это не самоцель и должно зависеть от плана развития, который есть в любом городе. Он должен учитывать, в том числе, транспортную доступность и для сотрудников, и для посетителей.

Кстати, есть и такая идея, Москву вообще оставить как культурно – историческую столицу, а для деловой жизни построить новый город...

Некоторые страны, например, Казахстан, так и сделали: построили новую столицу с широкими улицами и административными зданиями. Но для России, для Москвы мне кажется это не подходит. Вообще к городу надо подходить с точки зрения удобства проживания. Сингапур и Гонконг более плотно населены, чем Москва, но пробок там нет, все продумано. Поэтому, когда строится новый дом, надо на этапе принятия решения говорить о транспортной доступности. Когда в конкретном районе пробки в час пик менее 5-ти баллов, можно ставить вопрос о строительстве тут дополнительных метров недвижимости, а если уже сейчас пробки 7-9 баллов в час пик, то любое строительство должно быть запрещено. За или под жилыми домами и офисными зданиями должны строиться паркинговые места, продающиеся или сдающиеся в аренду в комплекте с недвижимостью в привязке к количеству транспортных средств. А сейчас и существующие паркинги зачастую пустуют, так как их надо выкупать, поэтому машины ставят по дворам, что создает неудобства для проживающих там. 

Недавно прочел, что на месте ЗИЛа планируется построить район на 100 тыс. квартир, это около 30 тысяч автомобилей. А как все эти люди будут выезжать? На 3-е транспортное кольцо, которое в этом месте и так перегружено…  Прежде чем строить новый дом или тем более целый район девелоперы должны просчитать, обосновать и построить транспортную инфраструктуру.

Это же касается и Подмосковья, оно также плотно застроено, особенно те города, которые находятся рядом с Москвой. Девелоперы всегда стремятся строить больше и выше, чтобы больше заработать, а все остальное их мало заботит. 

Раз уж мы затронули тему строительства, не могу не спросить о реновации, которая сейчас волнует всех.  Как вы к ней относитесь?  Придет ли она в Подмосковье?

Насчет Подмосковья – не уверен, что в ближайшее время. А в Москве – дома в плохом состоянии надо расселять методом реновации, это бесспорно. Но, как житель Москвы, я не хотел бы, чтобы повышалась плотность заселения и строились новые высотные кварталы, не обеспеченные инфраструктурой.  В районах хрущевской застройки уже сложилось своя аура с ее невысокой этажностью, с ее зеленью, обжитостью. Если на место этих домов воткнуть огромные высотки, это разрушит сложившуюся микросреду обитания москвичей. Ленинский проспект, где я живу, тоже постоянно уплотняется, появляются новые дома впритык к существующим и это не может нравиться тем, кто там уже живет. В целом идея мэра правильная. Но важно, чтобы инфраструктура соответствовала и людям хватало детских садов, школ, парков и парковок.

Москва-Сити с точки зрения Сергея Собянина – градостроительная ошибка Лужкова. Согласны вы с этим утверждением?

Москва-Сити – это район третьего транспортного кольца, исторической застройки там не было, и с этой точки зрения, по-моему нарушений нет.  К тому же сейчас Сити уже построено и менять что-либо поздно. Вообще, когда возникает идея строительства таких объектов, то, повторюсь, застройщики должны прилагать схемы, как потоки людей и машин будут передвигаться.  Мы можем использовать передовой опыт мегаполисов, которые с этой проблемой справились. Надземные автобаны например…

Или наоборот – подземные?

В центре, думаю, подземные дороги сложно проложить, слишком много коммуникаций, метро. Там, где возможно убрать машины под землю, это было бы здорово, но скорее это возможно в новых районах. В Китае уже давно идут по этому пути.  К тому же надземные дороги мне кажется дешевле, их можно развивать над существующей сеткой железных дорог, связывающих Москву и Подмосковье.

Есть такая идея вернуть реку Неглинную на поверхность. Озеленить ее берега и создать цепочку рекреационных прогулочных зон. Как вам такая идея?

Делать пешеходные и рекреационные зоны надо обязательно, но очень продуманно, особенно там, где сейчас пролегают авто дороги. Рекреационные ЗОНЫ, как правило, второй шаг, а первый – "развязать" автопотоки внутри города и пересекающие город.  Например, как мы уже говорили, поднять автопотоки «над городом», а на этом месте благоустроить пространство. Вообще же, я всем желаю иметь рядом с домом зеленые зоны. У меня, к счастью, рядом с домом Воронцовский парк. В целом, если посмотреть на старые городские карты, 40-50 летней давности, зеленых зон и участков в Москве было гораздо больше. Со временем же, к сожалению, под точечную застройку постоянно "отгрызались" у парковых и зелёных зон куски территории.  

Воронцовскй парк. Фото: http://makeyourtrip.ru

Вы упомянули Воронцовский парк. Это ваше любимые место в Москве? Есть ли еще какие-то любимые уголки, возможно в старой Москве?

Да, я люблю Воронцовский парк, это такой райский уголок в большом городе. Если говорить о старой Москве – это Арбат с его неповторимым стилем и  духом, который вымывается, к сожалению, в последнее время.

Вы упомянули старый Арбат, который утрачивает свой дух. А ведь у Москвы в целом нет статуса исторического поселения? Как вы считаете, почему?

Тут я могу только рассуждать… Москве статус исторического поселения дать сложно… Москва – это мегаполис, с наслоением разных эпох.   Постоянно что-то строилось и менялось. Например, здание Госдумы, построенное в 30-е годы, это уже памятник, ему почти 100 лет, а в 30-е годы это воспринималось как несуразный новодел. Или гостиница Россия, которая совершенно не вписывалась в исторический облик. Но когда было принято решение о ее сносе, многие жалели – гостиница уже стала неотъемлемой частью архитектурного облика Москвы.

Если говорить о Подмосковье, то статус исторического поселения имеют 22 города, точнее сказать – их историческая часть.

Царская дорога – так называлась дорога из Москвы на Троице‑Сергиев монастырь. Можно ли сделать эту дорогу достопримечательным местом? Что дает этот статус?

В Московской области разработан уникальный пешеходный экологический маршрут «Дорога в Лавру», который соединит Москву и Сергиев Посад. Его длина – 120 километров. Весь маршрут поделен на отрезки по 15-20 километров, каждый из которых рассчитан на один день пути. Дорога до Троице-Сергиевой Лавры пройдет через известные усадьбы Мураново и Абрамцево. Разработан план благоустройства и развития маршрута, на это уйдет несколько лет. Волонтеры планируют установить 1314 камней‑указателей – число соответствует году рождения преподобного Сергия Радонежского, со времен которого существует эта тропа. Пройти по маршруту можно будет с мая по сентябрь.

Вы упомянули усадьбы. Если говорить о Подмосковье, то оно изобилует  старинными усадьбами. Что делается для их сохранения и восстановления?

В Московской области 320 усадеб, нам досталось богатое в этом смысле наследие. Все усадьбы, в которых располагаются подмосковные музеи, два назад были отреставрированы. Однако у нас было порядка 40 заброшенных и бесхозных усадеб, которые разрушались с каждым годом. В Правительстве Московской области изучили весь опыт – и зарубежный, и отечественный – в части сохранения таких объектов, и в 2013 году была принята программа льготной аренды «рубль за метр» с необходимым условием реставрации объекта культурного наследия в течение семи лет. Благодаря этому проекту сегодня уже более 20 усадеб обрели арендаторов. Инвесторы восстанавливают эти объекты на свои частные средства, что очень важно, потому что для бюджета это неподъёмно дорого, а значит мы могли потерять множество бесценных объектов культурного наследия.

Усадьба Кусково.

Я знаю, что некоторые усадьбы принадлежат федеральным учреждениям, Академии наук, вузам, санаториям, и часто они в плачевном состоянии…

В советский период сложилась практика передачи зданий исторических усадеб под научные учреждения, библиотеки или даже общежития. Действующим законодательством об объектах культурного наследия установлено, что собственник или арендатор обязан содержать постройки в надлежащем состоянии, проводить необходимые реставрационные работы, согласованные с исполнительным органом государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия. Однако данные учреждения зачастую этого делать не хотят или не могут, слишком дорого. Мы же не можем допустить, чтобы усадьбы фактически на наших глазах с каждым годом все более ветшали и разрушались. Поэтому предлагаем передать их Московской области, чтобы новый собственник или арендатор мог содержать памятник истории и культуры в надлежащем состоянии. Конечно, у нас есть административные возможности решать этот вопрос в одностороннем порядке, но все-таки мы стараемся находить компромисс.

Обложка шестого номера журнала «Техника—Молодежи» (1955).

И последний, традиционный вопрос: какой вам видится идеальная Москва и Подмосковье через 30-100 лет?

Считаю, неправильно, если за это время вся активная часть населения России переедет в Московский регион. Должны активно развиваться города по всей России.

Если говорить о Москве, то я хотел бы видеть сбалансированный город, зеленый, в котором много исторических достопримечательностей, и в то же время, есть современная комфортная инфраструктура. И хочется пожелать, чтобы москвичи во все времена были счастливы и любимы.

Комментарии
Комментировать