Интервью

«Гражданин должен знать литературу, историю и географию своей страны»

Наш собеседник сегодня - Любимов Борис Николаевич - ректор Щепкинского училища, коренной москвич в нескольких поколениях. Поговорим мы с ним и о профессии актера, и о сохранении культурных традиций, и о сохранении старой Москвы.
  • 17 Июля 2017г.
  • 18:23

Борис Николаевич, ваше училище, насколько я знаю,  самое старое театральное заведение в России?

Тут сложно сказать однозначно. Петербургское училище  скажет, что они старше,  но в Москве наше театральное училище,  точно - первое. В 2009 году мы отпраздновали свое 200 - летие. Еще  Александр I подписал указ о создании этого училища.  Александр II дал нам это здание в 1856 году,  а Александр III приписал училище  к Малому театру. Мы и сейчас относимся к Малому театру. А это здание - само по себе история. Ему более 200 лет. Здесь преподавал Щепкин.  Мирополит Филарет, причисленный  после смерти к лику святых,  освящал внутреннюю, не сохранившуюся до наших дней,  церковь.  Островский, как руководитель всех императорских театров, имел кабинет на этом же этаже, что  мы сейчас сидим. Здесь училась великая Мария Ермолова. Она, кстати первая народная артистка СССР. Это звание было создано для нее.

Интересна история взаимоотношения церкви и театра. Церковь долгое время не жаловала артистов. С чем это связано?

Я, как человек верующий,  много думал об этом. Понимаете, пока христианство было гонимой религией, в театрах издевались над этим новым тогда учением и, кстати,  казни  первых христиан происходили на арене театров и расценивались как зрелища.  В V веке, когда христианство стало официальной религией, античный театр во многом выродился.  Поэтому в первые христианские века в Европе  отношение к театру было как к чему- то недостойному и бесовскому.   Античный театр умер,  и в средние века его долго не было, были лишь  уличные скоморохи, а как к ним можно серьезно относиться?  В России только в петровские времена появляется светская культура, которая полностью вся отпочковалась от религиозной.  Но уже  в XIX веке проблема отношения религии и театра так остро не стоит.  Среди актеров было много было очень верующих людей. Сейчас и подавно, эта  тема не актуальна, достаточно сказать, что  после реконструкции Малый театр и  его сцена, были освящены.

За годы вашей преподавательской работы  изменился  ли студент? В чем стал лучше, в чем может быть - хуже?

Каждое поколение, и так было всегда,  ругает молодежь.  Молодежь 2010- х годов с точки зрения пластики, раскованности,  физического здоровья, думаю  лучше, чем прошлые поколения. Из минусов - потеря словесности, начитанности. Молодые люди сейчас зачастую теряются в текстах, в ударениях,  не знают основополагающих произведений русской литературы. И мы за 4 года стремимся восполнить эти пробелы школьного образования, поскольку главное, что формируют человека, это язык, литература, история и география его страны. Если ты этого не знаешь, то ты сомнительный гражданин. Все это,  на мой взгляд, следствие замены сочинения на ЕГЭ в школах. Целое поколение мы в этом смысле потеряли. Я очень горжусь тем, что я член  комиссии по возвращению  сочинения в школы.

Большой ли конкурс сейчас  в театральные вузы? Сколько стоит ваше образование? Что делать, если не стал великим актером?

Знаете, когда был кризис 2008 года я боялся, что будет падать интерес к театральному образованию, но этого не произошло. Конкурс у нас большой, но сейчас можно подавать аттестат в несколько вузов сразу, поэтому не могу назвать точную цифру, сколько человек на место. Обучение  у нас и бюджетное и внебюджетное. Примерно половина  студентов  учатся платно. Это и иностранные граждане  и те, кто получает второе образование,  и те, кто не прошел по конкурсу, но явно имеет актерские задатки. Совсем не способных мы не берем, даже платно.

Конечно, не все наши выпускники станут  великими актерами, как не все станут великими полководцами или педагогами. Но наш вуз много дает человеку в плане развития способностей, снятия комплексов, умения выступать и держаться на публике. Не случайно, многие политики  и депутаты имеют актерское образование.

Давайте поговорим о Москве. Вы сказали, что вы коренной москвич?

Да, я коренной москвич в нескольких поколениях, причем москвич, выросший  и проживший большую часть жизни в центре города.   Первые 10 лет жизни я прожил на Садовом кольце рядом с гостиницей  Пекин. Этот дом к счастью сохранился. Вообще, для меня Москва заканчивалась тогда в районе Белорусского вокзала.  Потом я жил у метро Аэропорт, что мне казалось ужасной деревней.  Да там и в самом деле в 50-60-гг. вокруг были деревни и маленькие деревянные дома. А с 1975 года я снова живу в центре, рядом с Американским посольством. Можно сказать, весь центр мною исхожен ногами.  Поэтому для меня судьба Москвы и ее центра очень близка и значима. Слишком много было уничтожено, в том числе уже и на моей памяти. Например, Новый Арбат, чтоб его построить снесли множество старых особняков. Это преступление и с материальной и с культурной точки зрения. Сейчас к счастью кое - что восстанавливается. Вообще, опыт XX века должен нас научить быть бережливыми, хранить прошлое.  Бездумно разрушать то, что создано предками нельзя.

Вы знаете, что у Москвы нет статуса исторического поселения? Как вы считаете, это правильно или нет?

Всякая столица очень сильно перестраивается. Окраины Парижа,  например, не намного лучше Южного Бутова. Центр Москвы конечно должен быть под защитой. Санкт – Петербург все - таки не имеет постройки старше 250 лет, а Москве есть и XVII век и даже более древние памятники.  К этому надо относиться очень бережно. Центр Москвы, разумеется,  надо оградить от всех случайных застроек.  Это же  относится и к усадьбам Москвы и Подмосковья,  все это должно быть под самым внимательным приглядом историков и людей культуры.

Есть такая идея, придать статус достопримечательного места  Царской дороге, дороге на Троице - Сергиеву Лавру. Как вы к этому относитесь?

Сергиева Лавра. Фото: http://www.pravoslavie.ru

Вы меня этим вопросом  вернули в детство. Мои родители снимали дачу  как раз посередине  дороги из Москвы в Троице- Сергиеву лавру. Мы часто ездили в лавру, родители были очень верующими людьми. Но это не только святые места, но еще и культурные. Там ведь кроме лавры еще и усадьбы  Абрамцево  и  Мураново.  Я там часто бывал.  Если б можно было сделать эту дорогу  не просто достопримечательным местом, а дорогой,  по которой могут пойти пешком паломники и туристы, все это организовать на высоком технологическом уровне, это было бы здорово, я бы сам пошел с удовольствием.  Лишь  бы это не мешало простым автомобилистам.

Москва - Сити это градостроительная ошибка, сказал Сергей Собянин.  А вы как считаете?

Я к такой архитектуре не привык. Понимаю, что молодым архитекторам  хочется оставить свой след, поэтому они готовы, что угодно снести и построить свое творение. Хотя мне кажется, что это не большой архитектурный шедевр.  К тому же  считаю, что место выбрано не удачно, эти места связанны  с войной 1812 года, с народным подвигом. Если бы этот комплекс  построили где - то на окраине, почему бы нет?

Считаю, что надо вообще отменить так называемую точечную застройку, потому что сначала строят, а потом думают, как подвести коммуникации, часто в ущерб экологии, как поток машин пустить.  Этой беспардонности 90-х надо поставить заслон.

Река Неглинка, на  русле которой находится ваше училище,  можно ли и нужно ли ее вернуть  из - под земли и обсадить садами?

Думаю, что есть вещи, которые вспять не повернешь и  необходимости в этом нет. Все  русло Неглинки застроено зданиями.  Мы вот только что отреставрировали здание Малого театра,  только что проложили вновь подземные коммуникации  и  все это уничтожить? Ради еще одного узкого канала?

А как вам такая идея,  машинопоток отправить под землю?  А центр Москвы сделать прогулочно - туристическим?

Машины убрать под землю  можно  и нужно  на окраинах, на подъездах к Москве, на развязках. Но по центру, вряд ли это возможно. И как это скажется на исторических зданиях? При том, что  под ними  и так  уже и метро  и коммуникации. Полностью убрать машины из центра невозможно, но регулировать машинопотоки надо.

Я сам много хожу пешком,  поэтому понимаю необходимость  хороших тротуаров. Сейчас  много делают для их благоустройства, но когда все будет сделано,  будет видно, что сработало, а что нет. Вот у нас тут под окнами велосипедные дорожки, но велосипедисты по ним почему - то не ездят.

Надо учитывать,  что люди,  живущие и работающие в центре,   хотят пожить без строек и почувствовать всю прелесть сделанного. А когда каждый год ремонтируют, это сильно бьет по настроению  москвичей.   Люди не должны все время терпеть неудобства.  

 Какие у вас любимые уголки Москвы?

- Их очень много. Фактически весь центр. Это  и Тверской бульвар,  и Тверская улица, и  Арбат, и Филипповские переулки.  Никитская улицу  очень люблю, Замоскворечье, Ордынка, ну и конечно, родная Театральная площадь.

Какой вы видите Москву будущего?

Изображение: City of the Future from The Wonderful World, The Adventure of the Earth We Live On, 1954.

Москва, так исторически сложилось,  всегда будет самым цивилизованным городом страны. Хотелось бы, чтобы она стала еще и самым гостеприимным  и благожелательным городом. Этого сейчас не хватает. Хорошо бы это воспитать.  Еще хотелось бы немного успокоить  горожан.  Сейчас ритм города сумасшедший. Этот ритм мегаполиса должен сочетаться с местами отдохновения и покоя. Это сочетание самого динамичного города России и самого спокойного в отдельных местах – это моя мечта,  возможно нереальная.

Комментарии
Комментировать